среда, 20 февраля 2013 г.

SAL Сам себе дизайнер. Этап 2


Композиционные центры 

Наши тряпочно-ленточные композиции с полным правом можно назвать художественными произведениями, поэтому в них можно выделить три вида композиционных центров.

Первый вид. Геометрический центр – точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения.
Любой элемент композиции, расположенный в этом центре, будет создавать впечатление композиции стабильной и уравновешенной. Примеры уже есть среди ваших работ:
Наталья (Золотые брызги)
Даша (Рукодельный рунет)
Второй вид. Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции, с его помощью мы можем управлять вниманием зрителя.

Однако надо иметь в виду, что в композиционном центре не обязательно должен находиться главный элемент композиции. Композиционный центр не всегда служит для раскрытия основной идеи изображения (хотя и может быть использован для этой цели). Назначение композиционного центра проявляется в:
- формировании композиции как единого целого (не дает картинке развалиться на составные элементы);
- удерживании внимания смотрящего (зритель может долго рассматривать картину, неоднократно возвращаясь взглядом в композиционный центр).
Отмечу, что композиционных центров может быть несколько.

Композиционный центр может быть выделен посредство следующих приемов:
   1) наиболее простой и понятный вариант, когда один из элементов крупнее других, т.е. композиционным центром является самый большой элемент композиции. Другие же элементы должны быть сформированы в группу или располагаться по какой-либо системе;
   2) следующий вариант подобен первому, только теперь композиционным центром будет самый маленький по форме элемент;
   3) всегда обращает на себя внимание элемент сложный по форме, находящийся рядом с простыми по очертанию элементами, тогда композиционным центром будет сложный по силуэту элемент;
   4) возможно, создать композицию, где главной окажется зона в пространстве (этот пункт для информации, т.к. для нас не очень актуален);
   5) композиционным центром может быть группа элементов. В данном случае, конечно, надо учитывать ее композиционное расположение в формате;
   6) в случае, когда один из элементов композиции изменен за счет его внутренних характеристик (цвет, фактура, текстура), то он так же будет привлекать к себе внимание зрителя в первую очередь, т.е. являться композиционным центром. Например, все элементы окрашены в черный цвет, а один из них - в зеленый, да еще с мехом , т.е. принципиально отличен от остальных.

Третий вид. Сюжетный (смысловой) центр – это центр, содержащий главный или важный сюжетный элемент (или группу элементов).
С сюжетным центром часто связаны ответы на вопросы: о чём же данное произведение? что хотел сказать автор? что наиболее значимо в изображении? кто главный герой сюжета?
Сюжетный центр может совпадать с композиционным, а может и быть пространственно отделён от него. 
Я пролистала много примеров и выбрала наиболее, на мой взгляд, хорошо показывающий отличие композиционных центров от сюжетного. Посмотрите внимательно на картину, подождите, не читайте дальше, а вглядитесь в картину. Как движутся по ней ваши глаза? Что вы разглядываете?

Мое внимание привлекли лица мужчины и женщины и их соприкасающиеся руки, т.е. всего три точки. Это и есть 2 композиционных центра (лица) и 1 сюжетный (руки). До того, как обращаешь внимание на название, просто вглядываешься в лица, потом смотришь на руки и пытаешься поймать смысл изображения, почему их руки соприкасаются (сюжет). Это картина Караваджо "Гадалка".

Для нас вышивка, которую мы хотим подчеркнуть и выделить в наших работах, является часто сюжетно-композиционным центром, собственно, из-за нее вся композиция и затевается, на ней фокусируется все внимание зрителя. К тому же вышивка является чаще всего единственным рисунком в композиции в обрамлении кружев или лент, ткани и т.п.
Однако давайте попробуем разделить эти центры. Решила поискать примеры в сэмплерах, потому что композиционно они состоят из небольших вышитых фрагментов, гармонично сочетающихся друг с другом. Теоретически можно оставить один вышитый фрагмент, а остальные заменить кусочками ткани, лентами и др. оформлением. Приведу примеры.
Композиционными центрами здесь будут дома как наиболее большие по размеру элементы, однако сюжетным центром будет сладкая парочка влюбленных, и мы понимаем смысл композиции как свадебный сэмплер.
Здесь я бы назвала дом композиционным центром (он же совпадает с геометрическим центром, что придает композиции больше стабильности, постоянства и уравновешенности, как говорилось ранее), но сюжетный центр все же мужчина и женщина. Однако никакой любовной атрибутики не видно, сплошные растения и в глаза также бросается лужайка перед домом, к которой я всегда возвращаюсь взглядом. Посмотрите, здесь использован интересный прием: вся композиция плоскостная, а на лужайке видна перспектива - лестница. Это, во-первых, привлекает внимание, во-вторых, возвеличивает дом, т.е. еще раз подчеркивается его значимость. Поскольку все сводится к дому и даже парочка смотрит не друг на друга, а изображена как бы на фоне дома, предполагаю, что речь идет о каком-то родовом замке (родовом гнезде).
Такой интересный сэмплер со множеством элементов. Композиционным центром я бы назвала вазу с ягодами, к ней я все время возвращаюсь глазами и пытаюсь эти ягоды разглядеть (она же самая большая по размеру), а сюжетным центром – персонажа с тыквой на палке. В принципе только цветовая гамма и, пожалуй, желуди, однозначно говорят об осени как главной теме композиции. Грибы, яблоки, виноград могут быть и летом, а вот тыквы однозначно указывают на осень, к тому же этот тыквенный персонаж как раз усилен орнаментом из желудей, думаю, не случайно они расположены именно в этом месте.
Надеюсь, более-менее понятно объяснила разницу между композиционным и сюжетным центрами.

Инструкция к выполнению этапа 2:
      1. Вышить заданный дизайн. Схемы на моем сайте.
Мимоза
Девочки, только сейчас заметила ошибку в легенде, исправить уже не смогу. Бэк, которым листочки показаны, лучше сделать в 3 нити, а не в 1, как в легенде, будет более объемно смотреться.
Тона меняем по желанию:)

2. Оформить вышивку используя:
min 3 ткани включая общий фон, далее количество не ограничено
min 2 вида ленты, далее количество не ограничено
кружево по желанию и количество не ограничено
1 декоративный шов по выбору, примеры здесь и здесь, если нет ни одного на примете:)

3. Показать в готовом изделии:
- разные сюжетный центр и композиционный центр(ы).

Подсказка
Здесь необходимо придумать тему композиции, которую зритель должен будет мысленно прочитать, как я читала сэмплеры. Примерами тем могут быть: весна (мимоза ведь весенний цветок), сад (у кого-то мимоза в садах цветет), 8 марта, желтый цвет, цветочный магазин и т.п. Вышитый дизайн может быть или композиционным или сюжетным центром на ваш выбор.
Работа может быть не обязательно в виде сэмплера, это я только приводила примеры.

4. Не забываем про фото «творческих мук»! Нам всем это интересно, посмотреть, как это у вас было))))

48 комментариев:

  1. Как же я ждала продолжения!
    Ну все, побежала вышивать!

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Извините, не могу скачать схему.
    Хочу попросить, если можно, выслать мне ее на почту, пожалуйста! taurusl@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  4. Девочки, если у кого не скачивается, смогу перепроверить только в четверг вечером, на работе мой сайт блокируется((( чтоб им!!

    ОтветитьУдалить
  5. Ого! Будет с чем поиграться)))
    Хочу уточнить насчет материалов: обязательно использовать ленты, а кружево по желанию или можно вместо ленты кружево?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ленты обязательно как минимум 2, кружево - по желанию. Вместо ленты кружево нельзя. Ленты берем широко - вьюн, атлас, рапс, что подойдет; ленту из ткани можно, но чтобы это был вид ленты (окантовка, например) и ткани отличной от 3 используемых, т.е. чтобы шла лента как отдельный элемент, но из ткани. Так, надеюсь, понятно сказала)))

      Удалить
    2. Спасибо, теперь все понятно)))

      Удалить
  6. Спасибо за очередной этапчик!
    Схемка скачалась. Перевариваю информацию.

    ОтветитьУдалить
  7. Благодарим за материалы второго этапа. Очень увлекательно.

    ОтветитьУдалить
  8. Пытаюсь осмыслить задание :)
    Наташа, я не поняла - у нас композиционный и центр не могут совпадать? Или могут? (запуталась) :)

    Спасибо за теорию - сначала было страшно читать (много! и боялась что непонятно), а потом стало интересно :)

    Схему скачала, все нормально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поясняю))
      Центр нашей работы, композиционный центр и сюжетный центр могут быть в 3 разных местах.
      С центром нашей работы может совпадать композиционный центр.
      Если хотите в центре работы расположить какой-то из центров, то это будет композиционный (т.к. он всегда привлекает внимание своим местоположением, прежде всего). В принципе, сюжетный тоже может быть в центре, но это будет сделать сложнее, надо уже по конкретной композиции смотреть.
      Советую с информацией переспать ночь, а потом еще раз перечитать, времени у нас много)))

      Удалить
  9. Наташа, у меня вопрос, чтобы опять не ошибиться. Можно ли немного дополнять вышивку, раз у нас сюжет? Ну, линия стола, например, или ещё что-то.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Попробуй, если идея уже "стучится" :)

      Удалить
    2. Ага, изо всех сил сразу застучалась ))) Спасибо!

      Удалить
  10. мимозочки как раз в тему.
    красота

    ОтветитьУдалить
  11. Мне точно придется "переспать ночь" - сразу все сообразить что-то не получается!

    ОтветитьУдалить
  12. Я уже вышила.
    Все прочитала, продумала. Сначала трудновато, но топом поняла :)
    У меня вопрос? А можно использовать дополнительную фурнитуру, пуговки в виде чего-либо, бисер?
    Приступаю к работе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Постарайся обойтись без дополнительных элементов, тогда какой смысл будет в услвоиях использования заданных материалов...

      Удалить
  13. Гляжу, я первая на этот раз :)
    Жду оценок!
    http://handmadebydream.blogspot.ru/2013/03/2-sal.html

    ОтветитьУдалить
  14. У меня тоже готово: http://bogkrukodelie.blogspot.ru/2013/03/sal.html
    Интересно, справилась ли с заданием )))

    ОтветитьУдалить
  15. После работы Оли (bogk) сложно показать свой результат. И все же решаюсь
    http://cvetelkarykodelka.blogspot.com/2013/03/bloknot-c-nulja_5.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Наташа, здесь http://cvetelkarykodelka.blogspot.com/2013/03/blog-post_13.html окончательный вариант. Все, больше ничего менять не буду:)))

      Удалить
  16. я закончила http://olen4ek.blogspot.ru/2013/03/sal-1-8-2-sal.html

    ОтветитьУдалить
  17. Я тоже нашила тут всякого)))
    http://yarkiyespirali.blogspot.com/2013/03/blog-post_11.html

    ОтветитьУдалить
  18. И я закончила этот этап. http://moi-babochki.blogspot.com/2013/03/sal-2.html

    ОтветитьУдалить
  19. Тут моя работа: http://fiofana.livejournal.com/46754.html

    ОтветитьУдалить
  20. Целую неделю кручу вышивку и так, и сяк... никак...
    наверное, придётся пропустить это задание, проблема у меня с центрами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, жаль.
      А тему придумать изначально не пробовала, как я в подсказках писала?

      Удалить
    2. Наташ, пыталась со всех сторон подступиться, но видно, у меня не только вкуса, но и фантазии нет... Очень сложно это всё это вместе взятое задание притянуть с силой за уши к практичной вещице(((
      Хотя, после Лены Василёк отчётика у меня вроде что-то просветлело в голове, если технически смогу воплотить, то может и отчитаюсь на недельке)))

      Удалить
    3. Наточка, я его победила, этот этапчик! Уж не знаю, насколько успешно, но я так зациклилась на задании с центрами, что совершенно забыла все остальные условия. Ну, прости меня... Проверь меня, пожалуйста...

      Удалить
  21. Наташа, я готова, посмотри:
    http://elvama.blogspot.com/2013/03/sal.html

    ОтветитьУдалить
  22. ох, как боязно...
    http://marina-fi.blogspot.ru/2013/03/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  23. Какие работы все красивые, сижу-любуюсь

    ОтветитьУдалить
  24. Готово http://nusik-vsegoponemnozku.blogspot.com/2013/03/blog-post_18.html

    ОтветитьУдалить
  25. Наташа...http://stezhkipetli.blogspot.ru/2013/03/blog-post_18.html
    я там со стежками разошлась...
    но они очень просились и если бы их не было, то не получилось бы разделить центры...
    ох...далеко мне до дизайнера)

    ОтветитьУдалить
  26. Наташа, работа готова, заходи в гости)))
    http://fantatrice.blogspot.ru/2013/03/sal-2.html

    ОтветитьУдалить
  27. Наташа, мой вариант готов.
    Не знаю, выполнила задание или нет ("меня терзают смутные сомнения"), но результат нравится :)
    http://natashka-joy.blogspot.ru/2013/03/2.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и у меня тоже самое: результат в принципе устраивает, но ощущение, что с заданием не справилась, скребется ниже спины.

      Удалить
  28. Я тоже готова ! Жду всех в гости !
    http://tamsneg.blogspot.ru/2013/03/blog-post_19.html

    ОтветитьУдалить
  29. вот мое чудо-юдо...... с нетерпением жду отзыва самого компетентного в этом нелегком труде..... :) http://jozhyk2.blogspot.com/2013/03/sal-2_19.html

    ОтветитьУдалить
  30. я немного задержалась. Жду комментариев
    http://4erepawka.blogspot.ru/2013/03/sal-2.html

    ОтветитьУдалить
  31. Еле успела. Вот мой отчёт http://autumnfeather.blogspot.com/2013/03/blog-post.html
    Очень жду комментариев, в этот раз, кажется, с заданием не всё good :(

    ОтветитьУдалить
  32. Наташенька, я опоздала со вторым этапом, но третий постараюсь в срок. Вот мой отчет http://natali-siv.blogspot.com/2013/04/2_1.html

    ОтветитьУдалить

Всегда рада вашим комментариям!